Согласно Положению о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1081 (далее – Положение) проведение Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска – не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет; для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся органами государственного надзора в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 – 5 части 1 и частью 2 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ.
С целью соблюдения установленных законом требований земельного законодательства могут проводиться следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. Выездная проверка – это оптимальная форма для проверки самовольного занятия земельного участка, т.к. срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней, что позволит совершить обмер, провести камеральную обработку на рабочем месте инспектора, выехать на земельный участок для подписания и вручения акта проверки.
В случае принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установления параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, тогда такое решение принимается на основании мотивированного представления инспектора.
К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований земельного законодательства контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства.
К основным нарушениям земельного законодательства, которые часто допускаются контролируемыми лицами, относятся:
– самовольное занятие земельного участка;
– неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;
– использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием. Поэтому при вынесении решения должностное лицо, проводившее контрольное (надзорное) мероприятие проводит оценку выявленного правонарушения и устанавливает срок устранения нарушения в зависимости от его вида. При этом учитывается время, необходимое для устранения нарушения земельного законодательства. Также, принимаются меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.
По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
Главный специалист-эксперт
Парабельского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Светлана Васильева