Согласно ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Первой и главной особенностью выездного обследования является то, что данный вид контрольно-надзорного мероприятия осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений.
При этом, выездное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры выездного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность выездного обследования.
Процедура осуществления выездного обследования прописана на законодательном уровне.
В ходе выездного обследования земельного участка на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Результаты выездного обследования оформляются актом выездного обследования объекта земельных отношений.
Выявленные в ходе выездного обследования нарушения требований земельного законодательства являются основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или проведения профилактического мероприятия.